Муниципальное бюджетное учреждение культуры 

Центр историко-культурного наследия г. Челябинска

  Бурные события начала XVII столетия, названные их современниками и отечественными историографами «Смутным временем», нашли широкое отражение в литературе, изобразительном искусстве, музыке, став важнейшей частью русской культуры.  Русская литература сохранила историю этого периода в сказаниях, былинах, исторических песнях, фольклорных и авторских произведениях. Особое место занимают произведения, написанные современниками. Они отличаются ярким напряжённым действием, эпическим изображением характеров и событий, ясным и выразительным языком. При всей неповторимости их объединяет стремление строить художественный рассказ о прошлом на основе глубокого изучения разнообразных источников.

  Наиболее достоверное литературное произведение об этом времени принадлежит перу Конрада Бусова, уроженца Германии, заброшенного судьбой в Россию в 1601 году на одиннадцать лет. Не достигнув успехов на военном поприще, он решил прославиться как литератор. В 1612 году вчерашний наёмник написал произведение «Смутное состояние Московского государства», вошедшее в историю как «Московская хроника». Сочинение Буссова насыщено сведениями, полученными им от многочисленных русских собеседников, и примечательно массой деталей, отсутствующих в других источниках. В его «Хронике» действуют благородные герои, рыцари и монархи.

  "Новая повесть о преславном Российском царстве" - публицистическое агитационное воззвание. Написана в конце 1610 – начале 1611 г., в самый напряжённый момент борьбы, когда Москва была захвачена польскими войсками. Обращаясь ко «всяких чинов людям», повесть звала их к активным действиям против захватчиков.

  Тему смутного времени затрагивали многие известные поэты, писатели и драматурги. Здесь можно вспомнить А.С. Пушкина и его историчсекую драму "Борис Годунов"Александра Островского, автора пьесы "Козьма Захарьич Минин-Сухорук", где воспроизводятся события начала XVII столетия. Драматург изображает одного из руководителей народного ополчения пламенным патриотом, борцом за единство русской земли.

  Стоит отметить и драму Михаила Хераскова "Освобожденная Москва", стихотворения Гавриила Державина, Ивана Дмитриева, Павла Львова, Константина Рылеева, которые  прославляли героев как освободителей Отечества.

  В 1820-х гг. свет увидел роман Михаила Загоскина "Юрий Милославский или русские в 1612 году", который превратился в одно из самых читаемых, переиздаваемых, иллюстрируемых и переделываемых для учебных и просветительских целей произведение XIX — начала XX веков.

  Начиная с трагедии Александра Сумарокова "Дмитрий Самозванец", в 30-е годы XIX века появляется большое число произведений о Борисе Годунове и Лжедмитрии I. В 1838 году увидел свет "Живописный Карамзин" с литографиями Бориса Чорикова, повествовавшими и о событиях Смутного времени.

  Трагедия Алексея Толстого "Царь Фёдор Иоаннович" по праву относится к числу самых значительных произведений русской классической драматургии. Приверженность писателя к прошлому страны воплотилась в единой по замыслу трилогии, состоящей из трагедий «Смерть Иоанна Грозного» (1864), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1876).

https://sedmitza.ru/lib/text/439071

Литература

Живопись

Кино

  Исторические персонажи традиционно представлялись на парсунах, в иконографическом портрете и царских титулярниках.

  В 1803 году Петербургская Академия Художеств в числе тем, достойных для исполнения учениками Академии, в рубрике «Героические подвиги и патриотические добродетели» первым называет подвиг «Кузьмы Минина и князя Пожарского».

  Русская художественная культура второй половины XIX — начала XX века представлена картинами живописцев, изображавших события Смутного времени — Михаила Пескова, Павла Чистякова, Николая Неврева, Константина Маковского, Михаила Нестерова, Аполлинария Васнецова, Василия Верещагина и др.

  В кинематографе тема событий, связанных со Смутой, также имела место быть. Всеволода Пудовкиным музыку написал Юрий Шапорин. выпущенный в 1939 году фильм "Минин и Пожарский" по повести Виктора Шкловского "Русские в начале XVII века".

  Также, годом ранее на весь Союз прозвучали русские сцены из либретто оперы "Минин и Пожарский" авторства писателя Михаила Булгакова и композитора Бориса Асафьева. 

  Целиком, правда, произведение опубликовали лишь после смерти автора текста. Теме Смуты посвящён современный фильм "1612".

  Не обошла тема Смутного времени и театральные залы. Шумный успех успех имела исполненная в первый раз в 1811 году оратория «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы» Степана Дегтярёва на слова Николая Горчакова. 27 ноября 1836 года состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» на сцене Петербургского Большого театра.

  Кстати говоря, и на сегодняшний день данная постановка имеет большой успех. Работу над оперой «Борис Годунов» Модест Мусоргский начал в октябре 1869 года, используя для либретто текст Пушкина и материалы «Истории» Николая Карамзина. Премьера состоялась 27 января 1874 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

  Тема Смуты и ее отдельных героев поднималась в XX веке. Композитор Б. Асафьев задумал оперу, посвященную фигурам Минина и Пожарского. Соавтором его стал Михаил Афанасьевич Булгаков. В октябре 1936 года работа над пятиактной оперой была закончена. Но по разным причинам театральной премьеры не состоялось. Дело ограничилось тем, что на Всесоюзном радио в конце 1938 года прозвучали отдельные сцены из оперы.

 

  На сцене Челябинского театра оперы и балета им. М.И. Глинки в 2012 состоялась премьера оперы "Жизнь за царя". В спектакле занято более ста артистов: солисты оперы, хор, балет, миманс. А заключительная сцена настолько грандиозна, что с оркестром работают сразу два дирижера.

Театр